1. Оглавление

  1. Общий вид ангара
  2. Приёмка фундамента
  3. Подготовка конструкций к монтажу
  4. Сборка рам каркаса
  5. Монтаж каркаса
  6. Болтовые соединения
  7. Соединения на саморезах
  8. Требования к транспортированию и хранению элементов ангара
  9. Применяемые инструменты и оборудование

2. Общий вид ангара

3. Приёмка фундамента

Перед началом монтажных работ следует выполнить приёмку фундаментов. Основные требования к габаритам и нагрузки указаны в задании на фундаменты проекта. При приёмке составляется акт технической готовности нулевого цикла к монтажу. К акту приёмки прилагают исполнительные геодезические схемы с нанесением положения опорных поверхностей в плане и по высоте. При этом проверяют главные оси сооружения, продольные и поперечные оси колонн, расположение анкерных болтов и высотные отметки опорных поверхностей. Требования, предъявляемые к бетонным и железобетонным основаниям, приведены в таблице 1.

Таблица 1

Параметр Предельные отклонения Контроль (метод, объем, вид
регистрации)
Отклонение горизонтальных
плоскостей на всю длину выверяемого участка
20 мм Измерительный, не менее 5
измерений на каждые 50-100 м, журнал работ
Местные неровности
поверхности бетона при проверке двухметровой рейкой, кроме опорных поверхностей
5 мм
Длина или пролёт элементов ±20 мм Измерительный, каждый элемент,
журнал работ
Размер поперечного сечения
одиночных фундаментов под стойки рам
от +6 до -3 мм
Отметки поверхностей
изделий, служащих опорами для стоек рам и стальных колонн
-5 мм Измерительный, каждый
опорный элемент, исполнительная схема
Уклон опорных поверхностей фундаментов
при опоре стоек рам и стальных колонн без подливки
0,0007 То же, каждый фундамент, исполнительная
схема
Расположение анкерных болтов:
— в плане внутри контура опоры
— в плане вне контура опоры
— по высоте
5 мм
10 мм
+20
мм
То же, каждый фундаментный
болт, исполнительная схема
Разница отметок по высоте
на стыке двух смежных поверхностей
3 мм То же, каждый стык, исполнительная
схема

Перед установкой колонн необходимо прокрутить гайки по резьбе анкерных болтов. Кроме того, резьбу болтов необходимо смазать и защитить от механических повреждений.

4. Подготовка конструкций к монтажу

До начала монтажа каркаса должны быть полностью закончены и приняты заказчиком следующие работы:

  • устройство фундаментов под монтаж колонн;
  • произведена обратная засыпка пазух траншей и ям;
  • устроены временные подъездные дороги для автотранспорта;
  • подготовлены площадки для складирования конструкций и работы крана;
  • должна быть организована рабочая зона строительной площадки;
  • разбивка основных осей здания с закреплением на местности.

После получения комплекта отправочных элементов и деталей ангара, следует выполнить сверку по описи груза. Необходимо проверить соответствие полученных конструкций монтажным схемам. Отправочные элементы конструкций должны быть досмотрены на целостность. При обнаружении повреждений необходимо уведомить транспортную компанию и завод изготовитель.

Сборка рамной конструкции может производиться только из отправочных элементов, не имеющих повреждений, очищенных от грязи, влаги, льда и снега. При сборке конструкций не должно допускаться изменение их формы, не предусмотренное технологическим процессом, а при кантовке и транспортировании — их остаточное деформирование. Отдельные элементы конструкций, имеющие деформации, не влияющие на несущую способность, должны быть выправлены. Правка элементов конструкций из профилей «ИНСИ» возможна только холодным способом без нагревания газопламенной горелкой.

5. Сборка рам каркаса

Монтаж стальных конструкций должен осуществляться в соответствии с проектом производства работ (далее – ППР), разработанным проектно-технологической организацией, имеющей соответствующую государственную лицензию и государственный квалификационный сертификат специалистов.

Монтаж основного каркаса зданий рамного типа ЗАО «ИНСИ» ведётся из полносборных рам. Рамы каркаса делятся на торцевые (рисунок 1) и рядовые (рисунок 2).

Предварительная сборка элементов рам производится в горизонтальном положении в месте их дальнейшей установки. Отдельные элементы рамы (балки и стойки) собираются на опорах, в качестве которых можно использовать деревянные бруски от упаковки. Расположение и высота опор (≥200 мм) должны предусматривать свободный доступ в места болтовых и саморезных соединений. Рекомендуемый шаг расстановки опор не должен превышать 1 метра.

Рядовые рамы собираются в горизонтальном положении полностью перед подъёмом. Торцевые рамы монтируются поэлементно.

Сборка рамы начинается с соединения балочных и стоечных основных профилей между собой. Между профилями устанавливаются соединительные фасонки (рисунок 3). Крепить фасонки к профилям следует на саморезы по 4 шт. с каждой стороны. При этом следует выровнять основные профили так чтобы отверстия на их концах были расположены точно друг напротив друга. Для закрепления основных профилей от смещения на время сборки рекомендуется использовать шпильки Ø16-20 мм. Шпильки рекомендуется вставить в отверстия на концах основных профилей закрепив их между собой.

Далее на основные профили устанавливаются соединительные накладки (рисунок 4). Крепить накладки следует также на саморезы по 4 шт. с каждой стороны. При соединении профилей между собой саморезами необходимо следить за тем, чтобы фасонки и накладки плотно прилегали к полкам основных профилей.

Таким образом собираются все стойки и балки рам. Следует обратить внимание на креп-ление соединительных накладок, устанавливаемых на балки под прогоны. В этом месте само-резы следует крепить на расстоянии 10-15 мм от края накладки, чтобы саморезы не мешали последующему монтажу кровельных прогонов.

После сборки основных профилей временные шпильки необходимо выкрутить. После этого можно приступить к сборке рядовых и торцевых рам.

Рядовая рама собирается из стоек, балок, колонных баз, карнизных и коньковых фасонок и затяжки (рисунок 2). Для этого на готовые конструкции стоек и балок рамы, предварительно убрав транспортные распорки и временные шпильки, монтируются базы колонн, карнизные и коньковые фасонки (рисунок 5).

При этом болты должны устанавливаться головкой наружу. На все болтовые соединения рамы устанавливается одна шайба со стороны гаек и две гайки. Для затягивания гаек использовать гаечные ключи с длиной рукоятки не менее 450 мм. При установке болтов для совмещения отверстий необходимо использовать оправки.

Перед окончательным затягиванием гаек проверяются геометрические размеры (рису-нок 6) собранной рамы согласно схемам проектной документации. Отклонения фактических размеров от проектных не должны превышать величин, указанных в таблице 2.

Таблица 2

Параметр Предельные отклонения
Пролёт рамы ± 8 мм
Высота рамы ± 6 мм
Разность длин диагоналей ± 15 мм

После установки и затяжки всех болтовых соединений устанавливается затяжка, которая состоит из нескольких частей: вертикальные подвесы (в зависимости от типа ангара количество подвесов на одну раму может различаться) и две части горизонтальных элементов. Отдельные элементы затяжки также собираются на болтовые соединения как показано на рисунке 7.

Установка затяжки является заключительным этапом сборки рядовой рамы. Далее следует подготовить к сборке элементы торцевых рам.

Торцевая рама принципиально отличается от рядовой отсутствием затяжки. Для её сборки необходимо, аналогично рядовой раме, собрать на горизонтальной поверхности стойки и балки, как показано на рисунке 3 и 4. Затем на стойки следует установить базы и карнизные фасонки, а на одну из балок – коньковую фасонку. Окончательную затяжку гаек следует производить только после сборки рамы и проверки её геометрических параметров.

Конструкции рам готовы для монтажа в проектное вертикальное положение.

6. Монтаж каркаса

Устойчивость и геометрическую неизменяемость каркаса на время монтажа следует обеспечивать соблюдением последовательности установки конструктивных элементов и постановкой временных и постоянных связей.

Монтаж каркаса здания необходимо начинать с установки рам связевых блоков с вертикальными связями. Торцевая рама монтируется поэлементно (сначала стойки, затем балки), закрепляясь к ранее установленной раме горизонтальными распорками и связями.

В проекте производства работ указываются схемы и места строповки конструкций. Рамную рядовую конструкцию рекомендуется стропить в 3 местах: по центру коньковой фасонки и на расстоянии 1/3 длины балки рамы (рисунок 8). При этом стропить балки следует только в местах установки соединительных фасонок.

Первая рама связевого блока устанавливается в проектное положение, выверяется в обеих вертикальных плоскостях и затем производится затяжка анкерных гаек.

Смонтированную раму необходимо закрепить в вертикальном положении временными связями, в соответствии с ППР (рисунок 9). Вторая рама закрепляется к первой вертикальными связями и распорками в уровнях конька и карниза (рисунки 10 и 11), при этом следует контролировать межосевое и вертикальное положение плоскости рам.

Для удобства крепления конструктивных элементов каркаса рекомендуется устанавливать строительные леса в соответствии с разработанным ППР.

После окончания монтажа рам связевого блока временные связи первой рамы можно удалить. Последующие рамы собираются от связевых, раскрепляясь между собой распорками. Последними следует устанавливать фахверковые стойки и торцевые рамы (рисунок 12).

Установка дополнительных временных распорок и связей для закрепления отдельных конструктивных элементов ведётся по необходимости и в соответствии с ППР.

Выверку низа рам в продольном и поперечном направлениях следует производить путём совмещения рисок геометрических осей с рисками разбивочных осей. Выверку верха рам надлежит производить следующим образом:

  • из плоскости рам – путём совмещения рисок осей стоек рам в верхнем сечении относительно разбивочных осей;
  • в плоскости рам – путём соблюдения отметок опорных поверхностей стоек рам.

Применение не предусмотренных проектом прокладок на опорах стоек рам для вырав-нивания высотных отметок и приведения их в вертикальное положение не допускается. Также не допускается замоноличивание баз колонн.

При монтаже каркаса должен осуществляться постоянный геодезический контроль по-ложения конструкций. Результаты геодезического контроля отдельных участков должны оформляться соответствующими исполнительными схемами.

При установке рам необходимо соблюдать требования, приведённые в таблице 3.

Таблица 3

Параметр Предельные отклонения Контроль (метод, объем, вид
регистрации)
Отклонение от совмещения ориентиров
(рисок геометрических осей, граней) в нижнем сечении рам с установочными
ориентирами (рисками разбивочных или геометрических осей)
5 мм Измерительный, каждый
элемент, геодезическая исполнительная схема
Разность отметок опорных
баз смежных стоек рам в ряду и пролёте
3 мм
Отклонения отметок опорных поверхностей
баз стоек рам от проектных.
5 мм
Отклонение осей рам в
верхнем сечении от вертикали
15 мм
Расстояние между осями
смежных рам в точках крепления кровельных прогонов
15 мм

После установки всех рам каркаса устанавливаются горизонтальные связи. Как и верти-кальные связи, они состоят из нескольких элементов, соединяемых болтами (рисунок 13).

После окончания установки горизонтальных связей все временные связи и распорки, удерживающие основные конструкции каркаса, необходимо снять.

Если в процессе монтажа элементов каркаса было повреждено антикоррозийное покрытие металлических конструкций, то его следует восстановить грунтовкой в соответствии с указаниями по антикоррозионной защите приведёнными в разделе КМ проекта.

 

Далее монтируются кровельные прогоны. В зависимости от типа ангара прогоны могут быть разрезными и неразрезными (рисунок 14, а и б). Неразрезные прогоны собираются из профилей, располагаемых в шахматном порядке. При разрезной схеме прогонов концы профи-лей располагаются друг напротив друга.

Перед установкой прогонов в проектное положение их необходимо собрать (рисунок 15). Прогоны состоят из двух профилей, соединяемых между собой саморезами.

Установку собранных прогонов следует начинать с торца здания (рисунок 16). Крепление прогонов к рамам выполнить на саморезах.

После установки прогонов следует начать монтаж кровельных и стеновых ограждающих конструкций.

7. Болтовые соединения

Для сборки конструкций применяются оцинкованные болты и гайки нормальной точности.

Во время установки болтов гайки должны свободно, «от руки» наворачиваться по резьбе. Если гайка не закручивается или стопорится, необходимо заменить гайку или болт.

Плотность стяжки при сборке проверяется щупом толщиной 0,3 мм, который не должен проходить вглубь между собранными деталями более чем на 20 мм, и отстукиванием болтов контрольным молотком. Болты при этом не должны дрожать или перемещаться. Под гайки болтов необходимо устанавливать не более одной круглой шайбы.

В собранном пакете болты заданного диаметра должны пройти в 100% отверстий. До-пускается прочистка 20% отверстий сверлом, диметр которого равен диаметру отверстия. В болтовых соединениях допускается несовпадение отверстий в смежных деталях собранного пакета: до 1 мм - в 50% отверстий и до 1,5 мм в 10% отверстий. Головки и гайки болтов, в том числе фундаментных, должны после затяжки плотно (без зазоров) соприкасаться с плоскостями шайб или элементов конструкций, а стержень болта выступать из гайки не менее чем на 3 мм.

Гайки и контргайки следует закручивать до отказа от середины соединения к его краям. Запрещается применение болтов и гаек, не имеющих клейма предприятия-изготовителя и маркировки, обозначающей класс прочности.

8. Соединения на саморезах

Все метизы для сборки должны иметь цинковое или кадмиевое покрытие и подтверждаться сертификатом.

При соединении саморезами элементов различной толщины, рекомендуется винт устанавливать со стороны более тонкого элемента. Зазор между поверхностью присоединяемого элемента и пресс-шайбой самонарезающего винта после его установки не допускается. Завинчивание саморезов производится только после точного совмещения профилей, а при необходимости для временного прижатия профилей использовать струбцины. Саморез должен устанавливаться строго перпендикулярно к соединяемым граням и выходить из скреплённых элементов не менее, чем на два шага винтовой резьбы.

Минимальный крутящий момент устанавливается на шуруповерте в зависимости от диаметра винта и принимается от 4,5 до 14 Нм для саморезов диаметром от 4,2 до 5,5 мм.

Расстояние между центрами винтов в любом направлении следует принимать не менее 2d, а расстояние от центра винта до края элемента – не менее 1,5d, где d-номинальный диаметр пресс шайбы самореза. В случае срыва при установке самореза он может быть заменён другим саморезом большего диаметра.

Образовавшуюся при установке саморезного крепления стружку, для предотвращения появления в будущем пятен ржавчины, необходимо убрать с элементов конструкций. Также необходимо следить, чтобы на элементы конструкций не попадали брызги от работы угловой шлифовальной машины («болгарки»).

9. Требования к транспортированию и хранению элемен-тов ангара

Стальные холодногнутые оцинкованные профили для строительных конструкций вы-пускаются по ТУ 5285-004-42481025-04 и СТО 42481025 006-2007. Транспортирование и хранение осуществляется в соответствии требованиями соответствующих пунктов данных документов.

Изготовитель гарантирует соответствие профилей требованиям ТУ 5285-004-42481025-04 и СТО 42481025 006-2007 при соблюдении потребителем правил транспортирования и хранения.

Гарантийный срок хранения профилей - 23 мес. с момента отгрузки с завода-изготовителя.

Профили в соответствии с настоящими техническими условиями допускается использовать в неагрессивных средах по СП 28.13330.2012.

Все метизы следует хранить в заводской упаковке в антикоррозионной смазке.

10. Применяемые инструменты и оборудование

Измерительные инструменты:

Инструменты для установки каркаса:

Строительная оснастка: